Новости
История храма
Святыни храма
Духовенство
Расписание богослужений
Жизнь прихода
Воскресная школа
Миссионерская деятельность
Творческая мастерская "Земстии"
Издательство
Фотогалерея
Видео
Аудио
Поэзия
Контакты
Полезные ссылки
   
Главная / Иконописная мастерская / Освящение икон
Освящение иконы свт. Василия Великого
В рамках подготовки к торжеству 315 - летия основания храма прошло знаменательное событие - освящение образов трех святителей: Григория Богослова, Иоанна Златоустого и Василия Великого. Иконы были благоговейно и бережно написаны в иконописной мастерской Христорождественского храма деревни Осташково. Эти иконы стали поистине главным украшением центрального алтаря храма.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, Василий Кесарийский (Basíleios Mégas, Basíleios Kaisaréias или греч. Μ?γας Βασ?λειος) (около 330, Кесария Каппадокийская, — 1.1.379, там же), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписывают изобретение иконостаса и составление Литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник киновии.

Василий родился около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, обладавшего как знатностью, богатством, так духовными дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклитиана скрывались в лесах Понта в течение семи лет. Его родной дядя и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский были епископами. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Отец святителя, по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, предуготовлял Василия к этому же пути. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика.  В семье было десять человек детей - пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 1 августа н.ст.) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 7 февраля), Петр, епископ Севастийский (память 22 января), и праведная Феозва - диакониса (память 23 января).

Первые годы жизни святой Василий провел в родовом поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 30 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где подружился с Григорием Назианзином (святым Григорием Богословом), а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения.

После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: "Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому". Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед. Дополнительно  имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы" -  так отзывались о нем современники.

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном - в учении... Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних".

По возвращении в Кесарию в 357 году, Василий  занялся светскими делами (преподавал риторику). Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Влияние благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило пересмотреть его свои  взгляды и начать вести более аскетичную жизнь. Что впоследствии подтолкнуло его и нескольких товарищей, покинуть городскую суету и поселиться в отдалении от города на семейных землях в Понте. Именно здесь была попытка создать монашескую общину.

Василий принимает Крещение от епископа Кесарийского Диания и поставляется чтецом. Став истолкователем Священных Книг, он читает их народу, потом, "желая снискать руководителя к познанию истины", святитель начинает путешествие в Египет, Сирию и Палестину по коптским монастырям, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им.

Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова.

Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: жилище их было без кровли, не имело очага, пища была самой простой и скудной. Они сами выполняли весь труд по обеспечению себя необходимым: обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий углубленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие).

В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельнической.

В 360 году Василий сопровождал каппадокийских епископов на Синод в Константинополь. Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием, незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия (сменившего Диания в качестве епископа). Строгая и аскетичная жизнь Василия  была ненавистна Евсевию, и Василий удалился в свою пустынь, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой была расположена его душа.

Активно и непримиримо выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. Отстаивал независимость церкви от императора. Считал возможным "полезное использование" в интересах христианства античной культуры (проповедь "К юношеству"). Основные сочинения Василия Великого: "Любомудрие" (составленная совместно с Григорием Богословом антология сочинений Оригена), "Против Евномия" (опровержение арианского учения), беседы (в том числе "Шестоднев", в котором изложены принципы христианской космогонии) служили источником для знакомства с античными мыслителями, цитаты которых часто использовались Василием Великим. Его письма (примерно 250 штук) красноречиво описывают времена  противостояния церкви и империи в 4 веке.

Тем временем к власти пришел арианский император Валент и растущие притеснения православных вынудили Евсевия искать помощи в лице деятельного и усердного Василия. В 365 году,  вернувшись в Кесарию, взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно склонялся к учению ариан. Несмотря на противодействие ряда епископов, после смерти Евсевия в 370 году, Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что повлекло за собой сокращение канонической территории Василия и ослабило его позиции в церкви. Не смотря на это Василию удалось выдвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная борьба развернулась за место Патриарха антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога может повлечь за собой  ересь савеллианизма.

 Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие.

В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии - гостиницу и странноприимный дом.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви. Но это не сыграло значительной роли, так как здоровье Василия было сильно подорвано аскетическим образом жизни. Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января (ст.ст.) 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры. По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Память в Православной церкви приходится на 14 января и 12 февраля — Собор трёх святителей.
hram-ostashkovo