|
Освящение иконы свт. Григория Богослова |
|
В рамках подготовки к торжеству 315 - летия основания храма прошло знаменательное событие - освящение образов трех святителей: Григория Богослова, Иоанна Златоустого и Василия Великого. Иконы были благоговейно и бережно написаны в иконописной мастерской Христорождественского храма деревни Осташково. Эти иконы стали поистине главным украшением центрального алтаря храма.
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назианзин (Γρηγ?ριος ? θεολ?γος κα? Ναζιανξιν?ς) (329/330, Арианз, близ Назианза в Каппадокии — ок. 390, Назианз) — сын Григория старшего, епископа Назианза, и св. Нонны.
Получил блестящее образование в разных школах: сперва в риторской школе Кесарии Каппадокийской, потом — в христианских школах Кесарии Палестинской и Александрии, затем 10 лет учился в Афинах, где познакомился с Василием Великим, с которым их связала крепкая и многолетняя дружба. Там же события сложились так, что он встретился с будущим императором Юлианом. Около 362 года был рукоположен отцом в сан священника, но сан принял против воли под давлением отца. В 372 году Василий Великий рукополагает его в епископы глухого городка Сасимы, на кафедру которого Григорий так никогда и не вступил. По причине отъезда в Назианз для помощи отцу в делах управления местной церковью. После смерти отца, в 374 году удаляется в Селевкию в Исаврии, где проводит монашескую жизнь. В 379 году принял руководство никейской общиной Константинополя, а в 381 - был утвержден в епископа и председательствовал на 2-м Вселенском соборе. Вернувшись в Назианз, возглавил епископскую кафедру до 383 года.
Григорий был известен как блестящий ритор и проповедник 4 века, его называли “христианский Демосфен”. Первое место в его наследии занимают 45 слов, из которых выделяются “5 Богословских слов” (Or. 27—31), произнесенные в Константинополе в 380 году, которые послужили поводом для присвоения ему имени “Богослова”. Своим трудом он опровергает ереси евномиан и македониан и отстаивает ортодоксальное учение о Троице. Им были написаны 245 писем, в основном адрессованные друзьям и матери, и автобиографические поэмы "О моей жизни", "О моей судьбе" и "О страданиях моей души".
Центральными в творчестве Григория являются тринитарная проблема и христология. Как Василий Великий и Григорий Нисский, он отстаивает единосущие Троицы. Григорий впервые обозначил различия Лиц как “нерожденность”, “рождение” и “исхождение” (Or. 25), выражая тем самым взаимные отношения Лиц (σχ?σεις). В христологии (Ер. 101, 102) Григорий критикует Аполлинария Лаодикийского, утверждая полноценность человеческой природы Христа: в личности Христа происходит совершенное сущностное соединение двух природ. Марию Григорий называет “Богородицей”.
К его трудам обращались и ценили Максим Исповедник, Фома Аквинский и святитель Филарет Московский. Православная церковь включила Григория в число Отцов церкви, чей авторитет безоговорочно признан в вопросах догматики, организации, и богослужениях. Таким образом, 30 января 1084 года (по юлианскому календарю) было установлено отдельное празднование, посвящённое трём святителям, почитаемых Вселенскими учителями: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.
Труды Григория Богослова толковали наряду со Священным писанием Максим Исповедник, Илия Критекий, Иоанн Дамаскин, Василий Новый, Никита Ираклийский, Никифор Каллист и другие. Фома Аквинский считал, что у всех Отцов церкви в сочинениях можно найти какую-либо ересь, но только не у Григория.
Последние годы жизни провел в своем поместье, посвятив себя литературным занятиям и аскезе.
Тексты его сочинений использовались позднейшими гимнографами Восточной Церкви: так рождественский, богоявленский («вторый канон» праздника) и пасхальный каноны представляют собой, перефразированные Иоанном Дамаскином отрывки из проповедей Григория Богослова. Слово 45 «На Пасху», написанное Григорием, согласно Типикона должно читаться перед четвёртой песнью Пасхального канона, но в современном православном богослужении это не соблюдается.
|
|
|